История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Служба в Сещинском гарнизоне. Мнения, опыт, интересные рассказы и случаи, встречи однополчан...

История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #1  Великоцкий Г.Н. » 20/09/2010 14:42

Разрешите Вам представить воспоминания моего отца Великоцкого Николая Семёновича, проходившего службу в 1955-1958 годах, на должности рядового и сержантского состава 208-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (в/часть № 55280), дислоцированного в п.Сеща.

Командный состав:
1. Командир полка – герой Советского Союза полковник А.В.Дудаков до
декабря 1957 г.
2. Зам командира полка по политчасти – п/полковник Самохин (Самошин)
3. Начальник штаба полка – п/полковник Фертман.
После ухода п-ка Дудакова, с декабря 1957 по январь 1958 года исполнял обязанности командира полка п/полковник Самохин. С января 1958 года командиром полка был назначен полковник Яковлев.
Кроме 208 ТБАП в п.Сеща в те годы базировалась ещё одна авиационная часть. В виду того, что оперативные работники Особого отдела в то время работали очень хорошо, наименование соседней части для рядового состава было закрытой темой. По видоизменённой форме самолётов ТУ-4, на которых летали соседи, можно предположить их принадлежность к частям радиотехнической разведки и противодействия. Как говорили в то время ТУ-4 с «яйцами» (да простят меня женщины). Эти два «яйца», которые располагались в нижней части самолёта, скорее всего и были дополнительным оборудованием для проведения радиотехнической разведки.
В 208 ТБАП базовым самолётом был ТУ-4, всего 10 машин. Есть фотография самолёта командира полка, на котором летал и А.В.Дудаков.

Изображение
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 15/01/2012 19:59, всего редактировалось 2 раз(а).
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #2  Великоцкий Г.Н. » 20/09/2010 14:56

Так выглядела ЖД станция "Сещинская". На фотографии запечатлена группа демобилизованных солдат 1953 года призыва.

Изображение


208 авиаполк размещался в двухэтажной казарме. На 1-м этаже располагались роты солдат лётного и технического состава. На 2-м этаже слева рота управления полка, справа Ленкомната.

Изображение
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 21/09/2010 13:10, всего редактировалось 1 раз.
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #3  Великоцкий Г.Н. » 20/09/2010 15:12

Обращает внимание на себя парадная форма отца. На ней совмещены как бы два вида форм
- форма до 1943 года, это знаки различия в петлицах;
- и после 1943 года, это знаки различия на погонах.

Изображение

На следующей фоторгафии запечатлена аллея, если её можно так назвать, которая вела от КПП к зданию дома офицеров (отец стоит спиной к КПП)

Изображение
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 21/09/2010 14:50, всего редактировалось 2 раз(а).
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.АП в/ч № 55280

Сообщение #4  AGG5 » 20/09/2010 15:27

Здорово! Хорошие фото, а главное исторически узнаваемы! И вокзал, и казарма с того времени. А аллея с заборчиками, там наверно сад был. Классно! Спасибо Геннадий!
Аватара пользователя
AGG5

Модератор
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 03/04/2008 19:15
Откуда: Карелия
Награды: 11
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) Юбилейная медаль (1)
За активность I степени (1) За активность II степени (1) За активность III степени (1) За верность (1) Лучшему игроку (1)
Репутация: 201

Re: История 208 гв.АП в/ч № 55280

Сообщение #5  john » 20/09/2010 16:03

Да, тот период времени, кроме памятника экипажу на кладбище - белое пятно. Спасибо, Геннадий!
Аватара пользователя
john

Легенда
 
Сообщения: 1728
Зарегистрирован: 02/04/2008 9:35
Откуда: Калининград
Награды: 7
За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1) Юбилейная медаль (1) За активность I степени (1) За активность II степени (1) За активность III степени (1)
За верность (1)
Репутация: 69

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #6  Великоцкий Г.Н. » 20/09/2010 17:28

Ещё не всё,ребята.
По воспоминаниям отца, полёты проводились практически ежедневно.
По установленной очереди один самолёт полка ежедневно вылетал, как говорили «на погоду». Кадровые офицеры ВВС, может быть, помогут более точно раскрыть это понятие.

Кроме этого, еженедельно двойка самолётов вылетали «по маршруту». Проводились учебные бомбометания, стрельбы по «конусу». Сейчас стрельбы по «конусу» наверное назвали бы - воздушным пейнтболом. Это когда ЯК-12 тащил за собой на тросе конус из прочного материала, который изображал мишень, а ТУ-4 заходил на неё и расстреливал из пушек, заряженных кассетами, наполненными краской. По количеству выстрелов и количеству попаданий определялась оценка экипажу. Для меня лично это открытие!!!
Вторым способом определения точности бомбометания и стрельбы (более частый способ) это фотовыстрел. За учебный вылет одного ТУ-4, в зависимости от задания, расходовалось до 200 метров фотоплёнки.

Проявкой и расшифровкой результатов стрельб и бомбометаний занимались солдаты из отделения фотолаборатории управления полка. Это была работа и моего отца.

Начальником отделения фотолаборатории в 1956-58 годах был ст.лейтенант Н.А.Погонщиков

Изображение

Существовала и передвижная фотолаборатория, состоящая из 3-х машин на базе ЗИС-150

Изображение
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 10/04/2011 11:55, всего редактировалось 3 раз(а).
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #7  Великоцкий Г.Н. » 20/09/2010 17:41

Атмосфера службы в полку отличалась как высокой требовательностью к подчинённым, так и уважением к ним. Практически все ротные старшины и большая часть лётного и технического офицерского состава была из бывших фронтовиков. А понятие экипаж - это вообще святое.

Привожу фотографию экипажа и просто примкнувших сослуживцев. Может кто узнает знакомых. Справа вверху виднеется крыша штаба полка. Она находилась рядом с АТС на одной линии. Только слева или справа отец не помнит.

Изображение


Вот ещё фото управления полка.

Изображение
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 10/04/2011 11:56, всего редактировалось 3 раз(а).
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #8  Великоцкий Г.Н. » 20/09/2010 18:45

Полковые учения, в которых принимали участие все 10 машин, проходили не реже одного раза в 1,5-2 месяца.

Во время армейских и фронтовых учений полк совершал беспосадочные полёты над Венгрией (о.Балатон) и на Дальний Восток с дозаправкой в воздухе.
Скорее всего, как сейчас говорят, это были зоны ответственности полка. Как видим, нагрузка на лётный состав была колоссальной. И главное, на всё хватало денег…

На фото Великоцкий Н.С.

Изображение

Ещё немного о быте.

В 50-х годах стадиона не было. Возле казармы был спортивный городок и 9-ти метровая вышка для имитации прыжков с парашютом.

Изображение

Строевого плаца также не было и развод проводился на аэродроме.

Есть фотография, где виден угол «солдатского сада», огороженного колючей проволокой. Но, как говорит отец, в этот сад солдат ни ногой! И не дай бог старшина узнает… А фрукты на столах в солдатской столовой были.

Изображение
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 10/04/2011 11:57, всего редактировалось 1 раз.
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #9  Великоцкий Г.Н. » 21/09/2010 15:13

Есть ещё пара фотографий. На этой здание котельной

Изображение

На этой магазин «Бакалея-Галантерея». Интересно, сохранились они или нет?

Изображение

Фотография , где запечатлён вход в бункер, опознана им как вход в полковое бомбоубежище.

Изображение

В то время там был идеальный порядок и наличие резервных источников электропитания. Одно бомбоубежище, правда, было отдано под отработку практических занятий ЗОМП. Солдаты в ОЗК входили в помещение, тудаже бросалась шашка со слезоточивым газом. А после подавались команды: "Повреждена трубка, или шлем-маска". Короче, некоторые от туда выползали в слезах и соплях.

Показывал отцу вот эту фотографию.

Изображение

На этой фотографии запечатлён развод, но уже личного состава 556 ВТАП. В 208 полку оркестра не было. Да и сам развод проводится возле казармы, а 208-й полк, как уже говорилось, проводил развод поэкипажно у самолётов на аэродроме. Кстати, слева видна вышка для имитации прыжков с парашютом.
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #10  Великоцкий Г.Н. » 21/09/2010 15:21

208-й авиационный полк с июня 1958 года практически прекратил полёты.

В это время пришёл приказ о расформировании части.
В июле-августе 1958 года одна часть самолётов перелетела в п.Мытищи в Подмосковье, другая часть на Дальний Восток. Ходили слухи, что в дальнейшем их с Дальнего Востока переправили в Китайскую Народную Армию.

Личный состав, перевели частично в штаб дивизии в ст.Энгельгардт, частично на аэродром п.Шаталово.
Солдат, которые увольнялись осенью 1958 года, перевели всех в Ленинскую комнату. Их было около 20-ти человек.

А в 10-х числах августа 58-го года прибыл лётный состав 556 ВТАП. На этом история 208 ТБАП, с местом дислокации в п.Сеща, заканчивается.
Есть фотография, которую отец называет «смена караула».

Изображение

На ней стоит отец (справа), из состава 208-го ТБАП и его земляк, прибывший с 556 ВТАП. Фотография сделана в конце октября 1958 года.

Вот, пока всё. Отец передаёт привет далёкой Сеще, где прошли годы его службы.
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 10/04/2011 11:59, всего редактировалось 1 раз.
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #11  Наталья » 21/09/2010 20:29

Геннадий, большое спасибо за фото и рассказ. Честно говоря, я не ожидала, что мне будет так интересно это читать. Собиралась просто "пробежать" глазами (это больше "мальчикам" интересно)), но не могла оторваться, пока не дочитала. Передавайте благодарность и Вашему отцу.
Аватара пользователя
Наталья

Легенда
 
Сообщения: 3926
Зарегистрирован: 07/04/2008 15:32
Откуда: Москва
Награды: 9
За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1) Юбилейная медаль (1) За активность I степени (1)
За активность II степени (1) За активность III степени (1) За верность (1)
Репутация: 229

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #12  Комби » 22/09/2010 13:50

Геннадий, большое спасибо Вам и Вашему отцу за частичку истории славной страны и родного гарнизона!
Аватара пользователя
Комби

Профи
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18/01/2009 16:55
Откуда: Киев
Награды: 4
Юбилейная медаль (1) За активность II степени (1) За активность III степени (1) За верность (1)
Репутация: 19

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #13  Комби » 22/09/2010 14:42

Впервые узнал, что ТУ-4 могли дозаправляться в воздухе, а также использовались в качестве самолётов РЭБ.
Аватара пользователя
Комби

Профи
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 18/01/2009 16:55
Откуда: Киев
Награды: 4
Юбилейная медаль (1) За активность II степени (1) За активность III степени (1) За верность (1)
Репутация: 19

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #14  Великоцкий Г.Н. » 28/09/2010 14:48

В дополнение к сказанному, немножко уточняю о подчинённости полка. 208-й ТБАП входил в состав авиационной дивизии, которая дислоцировалась в ст.Энгельгардт (нумерацию в/части отец,к сожалению, не помнит) и далее в состав 50-й армии ВВС г.Смоленск.
Последний раз редактировалось Великоцкий Г.Н. 18/01/2012 8:03, всего редактировалось 1 раз.
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

Re: История 208 гв.ТБАП в/ч № 55280

Сообщение #15  Burk » 06/10/2010 16:16

Комби писал(а):Впервые узнал, что ТУ-4 могли дозаправляться в воздухе


Вот нашел несколько фотографий дозаправки ТУ-4. Качество фотографий, мягко говоря, не очень.

Дозаправка Ту-4 методом "с крыла на крыло"

Изображение

Дозаправка МиГ-15 от Ту-4. Комплекс дозаправки создан в ОКБ-918

Изображение
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

След.

Вернуться в Служебные будни

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron