История 566-го Солнечногорского ВТАП

Служба в Сещинском гарнизоне. Мнения, опыт, интересные рассказы и случаи, встречи однополчан...

История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #1  Burk » 26/08/2011 10:44

В канун 70-летнего юбилея 566-го Солнечногорского Краснознаменного ордена Кутузова III степени военно-транспортного авиационного полка хочется вернуться к истории его создания, вспомнить его боевой путь во время Великой Отечественной Войны, его боевые и трудовые будни после войны и до настоящего времени, до печальной даты его расформирования.

Не так давно мне попалась статья из журнала «Авиация и Космонавтика», посвященная 65-летию полка. На Сещинском портале имеется историческая справка о полке, но в статье более полно раскрыта его история, поэтому мне хочется разместить статью и здесь. Тем более, что здесь любой участник или гость форума сможет оставить свои комментарии, дополнить статью историческими фактами и фотографиями, которые в нее не попали. В статье наверняка есть какие-то неточности или искажения фактов, очень прошу сообщать об этом, если таковые вам попадутся. Некоторые исторические фотографии уже имеются на нашем форуме, а поскольку фотографии, использованные в статье, не очень высокого качества, пришлось вставлять фотографии с форума.

Далее привожу статью полностью. (с некотрыми добавлениями от себя)
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #2  Burk » 26/08/2011 10:51

566-й СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОРДЕНА КУТУЗОВА III СТЕПЕНИ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Изображение
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #3  Burk » 26/08/2011 11:15

Формирование полка в составе двух авиационных эскадрилий одноместных штурмовиков Ил-2 началось 5 сентября 1941 г. в Воронеже при 1-й Запасной авиационной бригаде. Первым командиром 566-го штурмового авиационного полка был назначен майор Александр Николаевич Дачанидзе, комиссаром - батальонный комиссар Николай Николаевич Абрамов, начальником штаба - капитан Константин Яковлевич Задорожный.

Формирование полка завершилось 12 сентября. Переучивание летного состава на Ил-2 проводилось на аэродроме Плясово (Воронеж). Инженерно-технический состав изучал матчасть непосредственно на воронежском авиационном заводе № 18, который строил штурмовики.

С 12 сентября по 31 октября 1941 г. полк получил 20 самолетов Ил-2. При поверке боеготовности полка перед отбытием на фронт комиссия выставила личному составу за знание материальной части и навыки ее эксплуатации среднюю оценку 4,2.

Перелет на фронтовой аэродром был намечен на 2 ноября, но по причине плохой погоды перелет 20 штурмовиков полка из Плясово в Дягилево под Рязань состоялся 5 ноября.

Перелет осуществлялся двумя группами, первую вел командир 1-й эскадрильи капитан Еремин, вторую - командир 2-й эскадрильи капитан Чернецов. Технический состав перевезли транспортные самолеты Ли-2.

В Дягилево полк вошел в состав 28-й штурмовой авиадивизии.

С 5 по 10 ноября командование дивизии проверяло боеготовность полка, а 11 ноября полк в полном составе был перебазирован на аэродром Житово. Из Житово, как и из Дягилева, полк на боевые задания не летал. 22 ноября полк был подчинен непосредственно командованию ВВС Красной Армии и перебазирован в Монино. Первый боевой вылет был выполнен с аэродрома Монино 27 ноября 1941 г. летчиками политруком Д.Л. Зарудневым, старшим лейтенантом Г.И. Сенченко, лейтенантами Ф.И. Рябовым, Ю.Я. Чепигой, А.Г. Мачневым.


Изображение

Первый командир полка - майор А.Н. Дачанидзе
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #4  Burk » 26/08/2011 11:31

Изображение

В кабине Ила — А.Коханенко



К этому времени немецкие войска сильно потеснили части Красной Армии севернее Москвы, оказавшись в непосредственной близости от столицы. 25 ноября германские войска взяли Солнечногорск.

27 ноября летчики полка выполнили 24 боевых вылета на штурмовку немецких войск в окрестностях Солнечногорска, было сброшено 96 бомб ФАБ-50, израсходовано 165 реактивных снарядов РС-82, 4800 23-мм снарядов к пушкам ВЯ и 22 750 патронов к пулеметам ШКАС. Над целями штурмовики обстреливала зенитная артиллерия, атаковали истребители противника. Повреждения получили пять самолетов, два из них вышли из строя.

После первого дня боевой работы в полку осталось всего девять боеспособных штурмовиков. На следующий день штурмовики наносили удары по немецким войскам в районе Солнечногорск - Яхрома, уничтожив до 30 автомашин, несколько танков; был подавлен огонь трех зенитных батарей. Над целью истребители противника (в документах 566-го ШАП указан тип немецких самолетов - Хе-113, очевидно, речь идет о Bf-109F) повредили Ил-2 младшего лейтенанта Рябова. Летчик получил пулю в левую лопатку и два ранения головы. Тем не менее пилот сумел посадить штурмовик на контролируемой нашими войсками территории. После посадки в самолете насчитали более 50 пробоин.

В Ил-2 младшего лейтенанта Чепиги при выполнении атаки попали пять зенитных снарядов, а при отходе летчик выдержал воздушный бой с парой «мессеров». Пилот привел почти неуправляемый самолет в Монино. В его Ил-2 насчитали более 150 пробоин. С боевого задания не вернулся старший лейтенант Г.Н. Евсеев - первая потеря в полку. Самолет был сбит под Икшей зенитками на четвертом заходе.

К 29 ноября в полку осталось шесть боеспособных самолетов. В этот день передовые части вермахта форсировали в районе Яхромы канал Москва - Волга. 30 ноября оставшиеся штурмовики полка наносили бомбо-штурмовые удары по прорвавшимся немцам, уничтожив значительное количество танков и автомашин, до батальона пехоты. В этот день полк выполнил 1 6 боевых вылетов, к вечеру в полку осталось уже всего четыре исправных самолета.

В первые дни декабря полк в количестве четырех-шести исправных самолетов ежедневно выполнял по два-три боевых вылета на штурмовку немецких войск в районе западнее Яхромы. В документах 566-го ШАП говорится о 90 уничтоженных за первые 20 дней боевой работы полка танках, более 100 автомобилей (очевидно, что эти данные сильно завышены - и сегодня 100% достоверность оценки удара в большинстве случаев маловероятна. В декабре количество исправных танков в германских танковых полках редко превышало 10-15 штук. Получается, что десять Ил-2 уничтожили несколько панцердивизий вермахта).

Надо сказать, что в отечественной военно-исторической литературе откровенно сомнительные данные никогда не выпячивались, чего не скажешь о западной. Методика оценки ущерба у летчиков-штурмовиков люфтваффе несильно отличалась от принятой в ВВС РККА, но весь мир твердит об удачливом «истребителе танков» Руделе с его откровенно фантастическим боевым счетом. Так чем хуже капитаны Еремин и Чернецов? В конечном итоге важен общий результат операции. К 5 декабря 1941 г. наступление немецких войск под Москвой окончательно выдохлось, в чем немалая заслуга штурмовиков 566-го ШАП. Полк в этот период использовался в качестве резерва Верховного Главнокомандования на самом трудном участке фронта, под Яхромой и Солнечногорском, то есть там, где противник добился наибольшего успеха.

4 мая 1943 г. «...за показанные образцы мужества и героизма» полк был удостоен почетного наименования «Солнечногорский». В районе Солнечногороска летчики полка выполнили 79 боевых вылетов, уничтожив до 40 танков, 190 автомобилей, 55 гужевых повозок, десять мотоциклов, примерно 3000 солдат и офицеров противника.

В первый день контрнаступления Красной Армии полк продолжал наносить удары шестью самолетами по противнику в «освоенном районе» Яхрома - Икша - Солнечногорск. 7 декабря на боевые задания летали всего четыре Ила - весь исправный парк штурмовиков полка. Маршруты полетов постепенно удлинялись - Клин, Высоковск, Теряево, Нудоль, Малеевка, Покровское, Ярополец, Лотошино, Клишино, Курьяново, Осташово, до боли знакомые названия подмосковных городов, деревень и поселков.

Всего за декабрь 1941 г. полк произвел 133 боевых вылета, уничтожив 55 танков, 131 автомашину, 144 гужевых повозки, 11 автоцистерн, 15 мотоциклов, 15 велосипедов и до батальона живой силы противника; было подавлено шесть батарей зенитной артиллерии.

С 1 января 1942 г. 566-й ШАП вошел в состав 60-й смешанной авиационной дивизии. В первый день нового года поступил приказ о перебазировании полка из Монино на аэродром Липцы под Серпухов. Перебазирование завершилось к вечеру 4 января, а уже 5 января пять Ил-2 (все исправные самолеты полка) наносили удары по противнику в районе Кондрово, Медынь и ж.д. станции Гавардовка. В Гавардовке было разбито 15 железнодорожных вагонов.

Первую половину января полк штурмовал немецкие войска под Юхновым, Медынью и Полотняным заводом. Практически в каждом боевом вылете штурмовики получали повреждения, однако или возвращались домой, или выполняли вынужденные посадки на своей территории. Тем не менее трое летчиков погибло.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #5  Burk » 26/08/2011 15:01

16 января по ж.д. станции Малоярославец наносила удар пара штурмовиков младших лейтенантов Чижова и Решетника. На выходе из первого захода оба самолета были подбиты зенитками. Самолеты упали в 500 -800 метрах от станции. Чижов погиб, а раненый Решетник сумел посадить самолет, после чего потерял сознание. Немцы добили младшего лейтенанта А.О. Решетника прямо у самолета. К этому времени один из лучших пилотов полка успел выполнить около 60 боевых вылетов - для летчика-штурмовика начала войны результат просто потрясающий. Уже после гибели Решетника вышел указ о награждении его орденом Красного Знамени.

В боях ноября 1941 г. - января 1942 г.г. полк был полностью обескровлен. Так, 27 января полк полным составом в количестве одного самолета Ил-2 штурмовал автоколонну немцев южнее Вязьмы. Самолет получил повреждения, пилот остался невредим...

В конце января поступил приказ сдать матчасть 60-й смешанной авиационной дивизии. 6 февраля летный и технический состав автотранспортом перебазировался из Липиц в Дракино (тоже под Серпуховом). С 7 по 23 февраля техники ремонтировали штурмовики на местах их вынужденных посадок, а пилоты перегоняли наспех подлатанные машины в Дракино и Липицы. К 23 февраля удалось перегнать шесть штурмовиков. 23 февраля полк был передан в непосредственное подчинение командующего ВВС 43-й армии с местом дислокации на аэродроме Дракино. На 1 марта в полку имелось 14 боеготовых Ил-2, но самолеты, хотя и были приписаны к полку, находились на разных аэродромах: Дракино, Остафьево, Чкаловская.

1 марта поступил приказ о перебазировании в Инютино. 3 марта в Инютино перегнали три Ил-2 на колесах из Дракино и пару штурмовиков на лыжном шасси из Остафьево, 4 марта - четыре Ил-2 из Чкаловской, один -из Монино и два новых самолета - с завода №84. Вечером 4 марта в Инютино имелось 19 Ил-2, 14 на лыжном шасси, шесть - на колесном.

На следующий день полк возобновил боевую работу, выполнив 1 1 боевых вылетов (летало восемь Ил-2) на штурмовку войск противника в населенных пунктах Тибейское, Слободка, Добрая, Бутырлино, Андриенки. Из-за неисправности матчасти в первые дни марта удавалось выполнять только по одному боевому вылету в день. Так, 8 марта из-за отказов и поломок с маршрута, не выполнив боевого задания, вернулось девять штурмовиков, 9 марта - два. С 10 по 15 марта полк не летал вообще, так как в строю не имелось ни одного исправного Ил-2.


Изображение

Подготовка Ил-2 к боевому вылету


18 марта полк перебазировался в Адуево, откуда в этот же день было произведено десять боевых вылетов. С 19 по 23 марта в 51 боевом вылете было уничтожено 50 автомашин, до 80 гужевых повозок, до десяти танков, одна автоцистерна, уничтожено и рассеяно до пяти рот пехоты, подавлен огонь 20 артиллерийских орудий, шести минометов и шести зениток. По состоянию на 23 марта в полку имелось 25 исправных самолетов Ил-2, неисправных - шесть, в местах вынужденных посадок находилось шесть Ил-2; еще один неисправный штурмовик находился на аэродроме Инютино.

Приказом командира 4-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования 24 марта 1942 г. полк, одновременно с формированием группы, включен в состав 4-й ударной АГ. С 27 по 30 марта штурмовики наносили удары по противнику в районе населенных пунктов Фомино, Екатериновка, Вельская Станция, Занозная, Зайцева гора. 27 марта аэродром Адуево безрезультатно бомбила пятерка Ju-88.

Боевой вылет восьмерки Ил-2 31 марта сорвали истребители противника, сбив три самолета. Командир эскадрильи капитан Еремин, летчики лейтенанты Рябов и Виноградов погибли. К 1 апреля полк в который раз лишился исправной матчасти - все имевшиеся в наличии штурмовики нуждались в ремонте, но уже 4 апреля боевая работа возобновилась. На 5 апреля 1942 г. в полку имелось шесть исправных Ил-2 и девять неисправных. К вечеру того же дня количество исправных самолетов сократилось до четырех: с боевого задания не вернулись старший лейтенант Суворин и лейтенант Мачнев. Их самолеты были сбиты истребителями в районе Мосальска. Рябову удалось посадить поврежденный Ил-2 в 4 км севернее Мосальска. Летчик вернулся в полк 31 марта.

Техники не успевали чинить поврежденные в боях штурмовики. Если 31 марта девять Ил-2 были исправными, а четыре в ремонте, то уже 6 апреля «картинка» поменялась на противоположную: четыре исправных и девять в ремонте.

Одной из главных причин высоких потерь являлось отсутствие сопровождения штурмовиков истребителями. Всего за апрель 1942 г. полк произвел 36 боевых вылетов, уничтожив семь танков, 63 автомашины, 28 гужевых повозок, один трактор, было подавлено 4 зенитных точки и две артиллерийские батареи, уничтожено и рассеяно до роты пехоты.

После завершения контрнаступления Красной Армии под Москвой перед полком была поставлена задача эвакуировать самолеты с мест вынужденных посадок и восстановить их в максимально сжатые сроки.

В июне 1942 г. штурмовики оказывали помощь находившейся в окружении группировке генерал-лейтенанта Белова. В июле, в числе прочего, наносили удары по аэродромам Орел и Брянск. Во второй половине года полк действовал в районе Вязьма - Спас -Демянск - Смоленск. 19 ноября 1942 г. полк был переведен на новый штат в составе трех эскадрилий самолетов Ил-2, по штату полагалось иметь 32 штурмовика.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #6  Burk » 26/08/2011 15:33

Уже в процессе загрузки статьи я наткнулся на воспоминания одного из ведущих летчиков полка той поры Героя Советского Союза Юрия Яковлевича Чапыги


Изображение


Эти воспоминания относятся как раз к периоду битвы под Москвой.

Под Калугой

Наш 566 штурмовой авиационный полк базировался на полевом аэродроме вблизи Серпухова. В штаб прибыл заместитель командующего военными воздушными силами страны в то время генерал Жигарев, кратко объяснивший обстановку: «Наши войска заняли Калугу, глубоко вклинились между Брянском и Вязьмой в направлении Смоленска. Воспользовавшись снегопадами, немцы на станции Полотняный завод (севернее Калуги из железнодорожных эшелонов выгружают много военной техники, готовясь отрезать вклинившуюся конницу Белова, и ударом через Калугу, Тулу снова попытаться взять Москву… Как видите (он показал на карте) наши войска расположены совсем не далеко от этого места, но противодействовать немцам мы не можем. Артиллерия стоит без боеприпасов: вторые сутки под непрерывными бомбардировочными ударами немцы держат все наши пути подвоза на этом участке… Нужно пару штурмовиков, - обратился генерал Жигарев к командиру полка майору Дачаницзе, - которые в условиях этого снегопада смогли бы взлететь, достичь цели и, несмотря на плотный огонь защиты, поразить цель. Думаю, авиации противника в эту погоду в воздухе нет».
Выполнение боевой задачи было поручено мне и молодому выпускнику лётных курсов, хорошо умевшему держаться в строю, лётчику Мачневу.
Мы быстро вскочили в самолёты, прогрели моторы и вырулили на старт. Один из командиров авиаэскадрилий помог установить самолёты точно в направлении взлётной полосы, ориентируясь по компасу и стоявшем рядом в капонире самолёту. Мысленно я ещё раз оценил обстановку взлёта: слева самолёты и дома деревни Липицы, впереди железнодорожный мост с высокими стальными фермами, справа река Ока. Всё это скрыто в снегопаде. Но ждать улучшения погоды было некогда. Судьбу фронта решали минуты. Сейчас огромнейший урон врагу можно нанести возможной жертвой двух самолётов-штурмовиков и двух жизней, а через час уже в кровопролитных боях преграждать путь врагу придётся десятками тысяч человеческих жизней и огромнейшими материальными потерями.
Зелёная ракета от бежавших впереди офицеров означала, что взлётная полоса свободна.
Я взлетал, выдерживая прямую по стрелке указателя поворота. Мой ведомый лётчик Манычев ориентировался по моему самолёту. Когда под крыльями промелькнули тёмные фермы моста через Оку, я убедился, что по направлению взлетел правильно. Теперь очень важно не потерять землю и не врезаться в высокую трубу кирпичного завода на возвышенности слева. Напряжённо трудился мотор, поднимая всё выше над взгорьем семитонный бронированный самолёт с полными баками горючего, полными комплектами боеприпасов, 600 кг. бомб и 12 реактивными снарядами под крыльями. Благополучно взобрались на возвышенность не теряя из вида землю, вышли на исходный пункт маршрута. Теперь предстояло бреющим полётом (не выше 25 метров над землёй и местными предметами), выдерживая только один курс, по локсодромии лететь на цель.
Приятно было проноситься над верхушками леса. Сознание того, что никто не может атаковать в такую погоду с воздуха, никто не сможет прицельно стрелять с земли, создавало ощущение мирной обстановки. Но чень трудно было лететь над покрытыми снегом полянами, до преедела напрягалось внимание и зрение, чтоб самолёт не накренился, чтобы не зацепить на скорости жёсткий грунт нашей планеты, чтобы не врезаться в колокольню какой-нибудь церкви. В одном месте наш путь облегчился в блеснувшем в облачное окно солнцем. На кромке такого окна к нашему прибытию оказалась и цель.
Я рассчитывал выскочить на железную дорогу между Полотняным заводом и Калугой, развернуться вправо, под острым углом сходу атаковать цель. Но этого не получилось (неточность магнитного компаса, неучтённое влияние разных ветров, некомпенсированные отклонения от курса при обходе препятствий на бреющем полёте).
Цель появилась перед нами раньше расчётного времени секунд на 25-30. Немцы не успели по нас открыть огонь, только суетливо сдирали чехлы со стволов зенитных орудий.
У железнодорожных эшелонов уже образовались скопища танков, орудий. Не успели и мы ударить по цели всей мощью штурмовиков. Запомнив расположение эшелонов мы решили удалиться от них по железной дороге в сторону Кондрово, развернуться влево километров шесть над лесом, на восточном курсе атаковать цель. Я полагал этим маневром обмануть немцев, создать у них впечатление, что мы не заметили цели, а уточнили ориентировку и по железной дороге удалились на Вязьму. Но только мы сделали горку (поднялись над лесом на высоту 150 метров, чтобы уточнить расположение объектов цели и занять на боевом курсе положение для атаки), как путь преградило облако чёрных клубков разрыва зенитных снарядов. Необычным (снизу вверх) ливнем засветились трассы снарядов и пуль. Цель ощетинилась всеми видами огня. В ответ на такую встречу много внимания пришлось уделить расчистке боевого пути.
С дистанции около двух километров мы открыли короткими очередями (заботясь чтобы не сильно накалялись тволы орудия) поочерёдный огонь из пулемётов и пушек по одному с огненными хвостами понеслись на эшелоны реактивные снаряды. Сближение с целью выполнялось по прямой, обеспечивающей в случае гибели лётчика столкновения самолёта с эшелонами. С каждой секундой всё гуще летели наши реактивные снаряды, кромсая вагоны, военную технику врага. По центру поездов залпом был сброшен весь бомбовый груз.
С небольшими повреждениями вернулись мы на свой аэродром. Сразу поспешили доложить результаты.
В комнате маленького домика, используемого под штаб, за столом сидели заместитель командующего генерал Жигарев и командир полка майор Дачанидзе. Рядом со столом стоял начальник штаба полка. В соседней комнате в напряжённом ожидании замолчали лётчики.
– Товарищ генерал, разрешите обратиться к командиру полка!
– Докладывайте заместителю командующего, – вмешался майор Дачанидзе. – Вы же от него непосредственно получали боевое задание.

Все трое слушали меня, угрюмо глядя вниз. Не меняя позы, после окончания моего доклада генерал спросил: «Значит только 5-6 уничтоженных вагонов и ведено из строя 2 паровоза?»
Подняв взгляд на Мачнева, генерал Жигарев уточнил: «А что может к этому добавить ведомый?» Мачнев с неприсущей ему торопливостью и взволнованностью заговорил: «Ведущий не всегда видел… А когда мы отходили от цели, нас уже закрыл снегопад… Горело много вагонов… От бомб ведущего рядом с крылом моего самолёта рванул вагон, чуть не перевернуло меня взрывной волной. По-моему, два эшелона уничтожены наверняка». Все трое, слушавшие доклад улыбнулись, генерал Жигарев встал, пожал нам с Мачневым руки и сказал: «Молодцы. Я уже получил информацию от наблюдавших вашу работу. Все четыре эшелона уничтожены. Это же подтверждает и перехваченная радиограмма. Без всякого кода, прямым текстом немцы кричат в эфир: эшелоны горят и рвутся. От имени Советского командования благодарю за отличное выполнении боевого задания в тяжёлых метеорологических условиях. Разрешаю завтра при наличии хорошей погоды слетать, сфотографировать результаты своей работы». Обращаясь к командиру полка генерал Жигарев приказал: «На обоих оформить материал для предоставления к званию Герой Советского Союза». Вскоре Мачневу было присвоено звание Героя. А мне присвоили очередное воинское звание, назначили на должность командира авиаэскадрильи и перевели в другую воинскую часть. Моё «Личное дело» в новую часть не прибыло, затерявшись где-то под бомбардировками в пути.


Воспоминания Ю.Я. Чапыги можно прочитмть здесь http://lubotin.com/people/chepiga/chepiga-podkalugoy
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #7  Burk » 26/08/2011 15:49

Изображение
Ил-2 с 37-мм пушками из состава 566-го шап



Изображение

Заседание партийного бюро полка. Прием в партию Сперанского В.Ф.



Изображение

Командир 3-й аэ капитан Агеев после 104 боевого вылета. 1944 г.


В феврале-марте 1943 г. 566-й ШАП принимал участие в Жиздренской операции Красной Армии, а с апреля по июнь, главным образом, выполнял задания по срыву железнодорожных и автомобильных перевозок на линиях Киров - Рославль и Киров - Брянск, работал по аэродромам противника. 17 апреля на аэродроме Брянск штурмовики уничтожили десять и повредили 12 вражеских самолетов. В тот день из боевого вылета не вернулись экипажи штурмана полка майора В.Ф. Никифорова и старшего летчика мл. лейтенанта К.К. Степанова, их самолеты были сбиты в районе цели истребителями. Не исключено, что в те дни полк не раз наносил удары по автоколоннам в районе Сещи и по самому аэродрому Сеща - тому самому аэродрому, на котором базируется в настоящее время.

Выдержка из «Дневника боевых действий 566 ШАП» (стиль и орфография оригинала сохранены):

- 10.06.43 г. ...Две группы по 6 Ил-2, ведущие капитан МАЧНЕВ и старший лейтенант РЯБОВ, под прикрытием 14 истребителей 168 ИАП выполняли боевое задание по уничтожению мат. части и летно-технического состава на аэродроме Брянск. Сделано 11 боевых вылетов. Уничтожено до 5 Ю-88, подавлен огонь батарей ЗА.

С боевого задания не вернулись 9 экипажей:

1. старший лейтенант ПЕПЕЛЯЕВ Григорий Иванович (1918 г. рождения)

2. младший лейтенант СИЛЬЧЕНКО Валентин Григорьевич (1920 г. рождения)

3. старший лейтенант ТРОФИМОВ Виктор Андреевич (1917 г. рождения)

4. лейтенант ЗАСЫПКИН Николай Павлович (1917 г. рождения)

5. капитан СКАРЕДНОВ Илья Михайлович (1914 г. рождения)

6. младший лейтенант КАНАЕВ Иван Гаврилович (1910 г. рождения)

7. старший лейтенант ШУЛЕШКО Евгений Николаевич (1916 г. рождения)

8. старший лейтенант РЯБОВ Федор Иванович (1916 г. рождения)

9. сержант НИКИШИН Михаил Алексеевич (1921 г. рождения)

10. сержант ВИНОГРАДОВ Федор Михайлович (1924 г. рождения)

11. сержант ШУЛЬГА Кирилл Иванович (1922 г. рождения)


Летом 1943 г. полк принимал участие в сражении на Курской дуге, экипажи полка ежедневно выполняли по два-три боевых вылета. С 1 января по 5 сентября было произведено 1 270 самолето-вылетов с общим налетом 1787 часов, уничтожено до 2200 единиц боевой техники противника. 5 сентября 1943 г. полк в составе 224-й ШАД убыл в тыл на переформирование согласно нового штата и получение новой матчасти - самолетов Ил-2, вооруженных 37-мм пушками.

30 ноября 1943 г. штатное количество самолетов в полку увеличено до 40, количество эскадрилий при этом не изменилось - их осталось три.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #8  Burk » 26/08/2011 16:05

С 19 октября 1944 г. в составе 227-й штурмовой авиадивизии с аэродрома Горская полк принимал участие в снятии блокады с Ленинграда и освобождении Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков. В этот период полк всем составом нанес удар по аэродрому люфтваффе в Тарту.

Выдержки из «Дневника боевых действий 566 ШАП»

- 13.02.44 г. 566-й ШАП действовал группами 2-4 Ил-2 без прикрытия истребителей, взаимодействовал с частями 2 Уд.А. на Нарвском направлении. Бомбо-штурмовыми ударами уничтожал живую силу, автотранспорт и артиллерию противника в районах Агусала, Добрина, Васавере, Куремяе-Кюла, Иыхви, Погари, Солдина, Ям, Рауди, Консу, Реинику.

Группа 4 Ил-2 под командованием лейтенанта ЮРЬЕВА выполняла боевое задание — уничтожение войск и техники противника по дороге Середка, Елизарово. При развороте от цели были встречены и атакованы двумя Ме-109, кроме того, 4 Me-109 барражировали в стороне на высоте 500 м и участия в атаке группы штурмовиков не принимали. От группы при развороте от цели отстал мл. лейтенант Иванов А. П. Пара Me-109 атаковала самолет Иванова сзади-сбоку-сверху с выходом из атаки левым разворотом...

В результате атаки самолет был сбит, сделал резкую «горку», упал на левое крыло (предположительно летчик был убит). Во время выхода истребителя противника из атаки стрелок сержант Киселев (летчик младший лейтенант ТАРАНИЧИЕВ) огнем турельного пулемета сбил один Me-109, который с резким разворотом и снижением врезался в лес северо-восточнее отм. 49. Приказом 277-й ШАД от 21.02.44 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество награждены: орденом «Красной Звезды»: лейтенант Обелов, мл. лейтенант Драчев, мл. лейтенант Тараничиев, мл. лейтенант Дубровский, мл. лейтенант Каменщиков.

- 18.03.44 г. ... Полк действовал группами 3-4-8 Ил-2 без прикрытия истребителей. Сопровождали наземные войска, воздействуя по артминометным батареям противника. ... Летчик мл. лейтенант Тараничиев (воздушный стрелок мл. сержант Ткачев) при штурмовке танков противника сбит огнем МЗА. ... Горящий самолет упал в расположение танков противника, экипаж погиб.


Младший лейтенант Тараничиев направил горящий Ил-2 на скопление танков противника, повторив подвиг Гастелло. 5 мая 1991 г. Исмаил Бек Тараничиев удостоен звания Герой Советского Союза. Самые тяжелые за всю войну потери полк понес на Ленинградском фронте...


Изображение

Подготовка Ила к удару по танкам противника - загрузка ПТАБов. Ленинградский фронт. 1944 г.


В июне полк действовал на Карельском перешейке, а с июля 1944 г. и по май 1945 г. - в Прибалтике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1944 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные доблесть и мужество в боях при прорыве обороны противника и вторжение в Восточную Пруссию полк награжден орденом Красного Знамени.

Успешные действия полка над Кенигсбергом, Хайльгенбайлем и Розенбергом в январе 1 945 г. отмечены благодарностями и в приказах Верховного Главнокомандующего. За мужество и героизм, проявленные в боях за Браунсберг, полк указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 г. награжден орденом Кутузова III степени.

Войну полк закончил в составе 277-й штурмовой авиадивизии (3-й Белорусский фронт). Последний в Великой Отечественной войне боевой вылет выполнил 9 мая 1945 г. командир 3-й эскадрильи Герой Советского Союза капитан Б.С. Чекин в паре с младшим лейтенантом Е.М. Коротковым - это был сброс листовок на окруженную в районе Данцига группировку противника.

За время войны 13 летчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза, а майор В.И. Мыхлик удостоен высокого звания дважды, 335 человек награждены орденами и медалями, воздушный стрелок младший лейтенант Н.Г. Касьянов стал полным кавалером ордена Славы.

Ниже приведена выдержка из Наградного листа на представление старшего лейтенанта Мыхлика Василия Ильича к званию Герой Советского Союза:

- Боевую работу тов. Мыхлик начал с 12.7.43 г. старшим сержантом в должности летчика-штурмовика. Принимая активное участие в разгроме Орловско-Курской группировки противника, в штурмовых ударах Орла, Карачева, Хотынец, Ильинское, Улемль, Октябрь, Ружейное, Брянска, тов. МЫХЛИК показал образцы мужества и геройства в боевой работе, зарекомендовал себя отважным летчиком-штурмовиком, вырос в воинском звании до старшего лейтенанта и в должности до заместителя командира авиаэскадрильи.

Прибыв на Сталинградский фронт, тов. МЫХЛИК, воодушевленный двумя Правительственными наградами, полученными за выполнение боевых заданий на Западном фронте, с еще большей ненавистью и силой начал громить врага, принимая активное участие в полном снятии блокады с города Ленинграда, в изгнании немецких оккупантов с Ленинградской области, в прорыве сильно укрепленной глубокоэшелонированной обороны финнов на Карельском перешейке, в взятии города Выборга, города Нарва.

Правительство высоко оценило его боевую работу и наградило на Ленинградском фронте еще тремя Правительственными наградами: вторым орденом «Красное Знамя», орденом «Отечественная война I степени» и медалью «За оборону Ленинграда».


Изображение

Дважды Герой Советского Союза Мыхлик В.И.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #9  Burk » 26/08/2011 16:12

За период своей боевой работы тов. МЫХЛИК совершил 105 успешных боевых вылетов: 69 раз водил группы Ил-2 на штурмовку вражеских укреплений, техники и живой силы противника; 14 раз летал на разведку войск противника, доставляя командованию ценные сведения о противнике, от которых зависел успех боев.

Он не только мастер штурмовых ударов, но и отличный мастер воздушных боев с истребителями противника. 14 раз он вступал в бой с противником в воздухе и выходил победителем, приводя группы на свой аэродром без потерь.

Умело используя грозное оружие своего самолета, за 105 боевых вылетов тов. МЫХЛИК уничтожил и повредил: танков - 16, автомашин с войсками и грузами — 50, бронеавтомашин — 37, мотоциклов с прицепами — 17, тракторов - 9, ж.д. паровозов - 3, ж.д. платформ с грузами - 9, повозок с боеприпасами - 70, цистерн с горючим — 5, минометов — 5.

За период пребывания в должности заместителя командира АЭ тов. МЫХЛИК подготовил 5 человек молодого летного состава, который прибыл на пополнение в эскадрилью.

За отличное выполнение заданий на фронте борьбы с немецко-финскими оккупантами, за проявленные при этом мужество и геройство достоин высшей Правительственной награды - Герой Советского Союза.

Командир 566 штурмового авиационного Солнечногорского полка подполковник Домущей 6 августа 1944 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫШЕСТОЯЩИХ НАЧАЛЬНИКОВ

Достоин присвоения Правительственной награды звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОЮ СОЮЗА»

Командующий 18-й ВА генерал-лейтенант авиации (подпись)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ФРОНТА

Достоин присвоения звания Герой Советского Союза

Командующий войсками ЛФ генерал-полковник М.Попов

Член Военного Совета ЛФ генерал-лейтенант А.Кузнецов

30 сентября 1944 г.


Стоит добавить, что Василий Ильич Мыхлик летал на Ил-2 с надписью «За Ленинград», фотографии которого широко известны во всем мире.


Изображение

Самолет ИЛ-2 Мыхлика В.И.


Боевые потери полка за годы войны составили 156 человек и 135 самолетов Ил-2 (61 штурмовик сбит истребителями противника, 68 - зенитным огнем, шесть самолетов по не установленным причинам не вернулись из боевых вылетов). Четырежды сменился за войну личный состав полка.


Изображение

2-я эскадрилья 566-го полка. Июль-август 1944 г.


Изображение

Штурмовики 566-й шап наносят удар по гужевой колонне


Изображение

Принятие решения на штурм г.Кенигсберга
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #10  Burk » 26/08/2011 16:41

В составе полка сражался единственный в штурмовой авиации женский экипаж. Начало войны застало Тамару Константинову в Калинином аэроклубе, где она работала инструктором, обучая молодежь полетам на У-2. После гибели мужа-летчика лейтенанта Василия Дазарева пошла на фронт шофером, сумела «прорваться» в авиацию. И не просто в авиацию, а на Ил-2. На первое задание Тамара шла замыкающей в шестерке штурмовиков, ведомой Героем Советского Союза капитаном А.Г. Мачневым.
За линией фронта штурмовиков атаковали истребители противника. Обычно наиболее яростно мессера атаковали замыкающие самолеты. «Константинова, вставайте на мое место», - приказал Мачнев. Теперь Тамара вела шестерку, а Мачнев отбивал атаки истребителей. Тот вылет прошел удачно. Удачными стали и другие «первые» боевые полеты, а опыт войны показал, что если летчика не сбивают сразу, то потом он летает еще долго.


Изображение

Женский экипаж


Тамара Федоровна Константинова прошла всю войну, в марте 1945 ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Воздушным стрелком с ней летала Александра Мукосеева, ранее служившая в 566-м ШАП мотористом

Изображение
Герой Советского Союза Т.Ф.Константинова


На боевые задания в качестве воздушного стрелка нередко летал инженер полка старший лейтенант Ф.Н. Тонкошкур. Он выполнил 25 боевых вылетов, лично сбил «мессер», за что был награжден орденом Красного Знамени.

С 1942 по 1945 г. к полку был прикомандирован представитель министерства авиационной промышленности В.А. Поляков, ставший полноправным членом полковой семьи и выполнявший работы наряду с «армейскими» инженерами и техниками.


Изображение

9 моя 1945 г. Но крыле - командир дивизии генерал-майор Хотминский



После окончания войны полк был перебазирован на аэродром Ропша, где 20 июля 1946 г. на основании Директивы Генерального Штаба от 6 мая 1946 г. его расформировали. Личный состав откомандировали, главным образом, в распоряжение 277-й штурмовой авиадивизии, материальная часть - самолеты Ил-2, УИл-2 и По-2 - были сданы в 446-й штурмовой авиаполк 277-й ШАД.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #11  Burk » 26/08/2011 16:51

С 1 августа 1946 г. на аэродроме Раквере началось формирование 566-го авиатранспортного полка. Личный состав прибывал по распределению отдела кадров 13-й воздушной армии и штаба ВВС с основном из расформированных частей, в которых эксплуатировались самолеты Ли-2. Формирование в основном завершилось 1 января 1947 г.

В период формирования полк передислоцировался из Раквере в Кречевицы (Новгород), а затем из Кречевиц в Калининскую область на аэродром Выползово. Первые самолеты Ли-2 были получены 10 октября 1946 г., ранее эти самолеты эксплуатировались в 334-м авиатранспортном полку. По состоянию на 1 января 1947 г. в полку имелось 14 Ли-2, которые, как отмечено в Историческом формуляре полка, находились в «запущенном состоянии». Зато полученные из других частей 13-й воздушной армии десять По-2 находились в «хорошем состоянии».

За 1947 г. полк получил с завода № 84 (Ташкент) 11 новых самолетов. На вооружении авиатранспортных полков помимо самолетов состояли десантные планеры (в 566-м АТП - Ц-25). Ни один из имевшихся в полку Ли-2 не имел оборудования для буксировки планеров, поэтому 15 Ли-2 были направлены на завод в Таганрог для монтажа буксировочного оборудования.

План полетов в 1947 г. удалось выполнить только на 63 %, причины невыполнения плана - плохая погода и необеспеченность горюче-смазочными материалами. На 1 января 1948 г. полк имел 25 самолетов Ли-2 и десять По-2. Личный состав был укомплектован на 80 %, не хватало пилотов планеров.

В 1948 г. на вооружение полка поступили самолеты Ил-12. В ходе освоения нового типа на Ил-12 было выполнено три вынужденных посадки: одна по вине авиамастерских и две из-за неграмотной эксплуатации матчасти. В том же году полк всем составом принимал участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Ашхабаде. В 1948 г. полк впервые принял участие в Воздушном параде над Тушино.

Самолеты По-2 в 1950 г. заменили самолетами Як-12.

4-я, планерная, эскадрилья была исключена из состава полка в 1952 г. В 1954 - 1955 г.г. 30 экипажей успешно выполнили задание по высадке в Арктике дрейфующих полярных станций СП-3 и СП-4. Полеты выполнялись по маршруту Выползово - Люберцы - Архангельск - Нарьян-Мар - мыс Шмидта - о. Врангеля - СП-3, СП-4.


В 1955 г. отрабатывалось десантирование из-за облаков.

С 1 марта по 15 апреля 1956 г. личный состав полка проходил теоретическое переучивание на самолет Ту-4. Семь экипажей полка, выделенных в инструкторскую группу, проходили практическое переучивание на Ту-4. Весь полк переучивался на Ту-4 на аэродроме Каховка. В мае начались плановые полеты, а в июне полк получил свои собственные самолеты. К концу года на Ту-4 переучился 31 экипаж. Летом полк летал с грунта в Каховке, осенью вернулся в Выползово, на следующее лето опять перелетел в Каховку.



Изображение
Ту-4 566-го полка


Изображение
Командир звена Ту-4 капитан Добрынин ставит задачу на предстоящий вылет
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #12  Burk » 26/08/2011 17:08

26 августа 1958 г. полк перелетел на Ту-4 из Каховки в Сещу, к новому месту базирования. Семьи летного и наземного состава полка перевезли из Выползово в Сещу в теплушках по железной дороге. Поначалу на новом месте очень трудно было с жильем, так как гарнизонные домики занимали семьи расформированного авиаполка, который базировался здесь ранее.


Авиабаза Сеща заслуживает того, чтобы о ней сказать хотя бы несколько слов. Строительство аэродрома в Сеще началось в 1931 г., с 1932 г. здесь начали базироваться самолеты. В годы войны Сеща стала крупнейшей авиабазой люфтваффе на Восточном фронте. В отдельные периоды здесь базировалось до 300 германских самолетов одновременно. Отсюда самолеты с крестами на крыльях взлетали на бомбежки Москвы, Горького, Ярославля. Немцы обосновались в Сеще всерьез и надолго. Современная конфигурация аэродрома повторяет то, что в свое время соорудили оккупанты. А конфигурация аэродрома уникальна: две пересекающиеся под прямым углом ВПП и по окружности идет рулежная дорожка с самолетными стоянками. Одна ВПП после войны была удлинена. В настоящее время она - основная. Вторая сегодня не используется. Как говорят, эта ВПП сохранила бетонное покрытие, сделанное немцами.


В годы войны ВПП была обогреваемой, что позволяло без особого напряжения зимой эксплуатировать самолеты на колесном шасси. Где немцы - там подземные бункеры. Легенд о затопленных подземных сооружениях в Сеще ходит немало. На территории гарнизона несложно обнаружить невысокие, поросшие травой и кустами холмики с выложенными диким камнем порталами. Порталы залиты бетоном, однако, по крайне мере, один вход остается «чистым». Внутри видна мощная полукруглая стенка и дверной проем в человеческий рост на трехметровой глубине, бункер в бункере... Эхо войны. Странных провалов в грунте хватает и в рощицах окрест стоянок «Русланов». Подземная Сеща еще ждет своих исследователей.

В годы войны в Сеще действовала подпольная организация, о работе которой был снят первый советский многосерийный фильм, или, как теперь говорят, «сериал»: «Вызываем огонь на себя». Знаменитая советская разведчица Анна Морозова, действовавшая в Сеще, была удостоена звания Герой Советского Союза. В Сеще сохранилась школа, в которой перед войной училась Анна Морозова, на здании школы укреплена мемориальная доска в память о разведчице.

После войны в Сеще базировался авиаполк Дальней авиации.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #13  Burk » 29/08/2011 14:43

Изображение
Ан-12 в полете

Первый Ан-12 перегнал в Сещу командир стоявшего в Витебске 339 транспортного авиаполка (полк первым в ВТА освоил Ан-12) Герой Советского Союза полковник Богомазов Григорий Иванович. С 5 мая 1959 г. началось теоретическое освоение самолета Ан-12, а 15 июля личный состав приступил к практическому освоению самолета, на долгие годы ставшего «рабочей лошадкой» ВТА. Переучивание проходило на месте по ускоренной программе. Первым на новый тип переучился командир полка подполковник Н.Г. Тарасов. Ветеран полка В.И. Лебедев вспоминал:

- Переучивались быстро, упор был на отличное знание мат.части, грамотную эксплуатацию, знание инструкций, «насиживание» рабочих мест. Порой казалось, что аэродром вымер. Все экипажи сидели но своих рабочих местах до автоматизации отрабатывая свои действия. Если какой-нибудь смельчак покидал самолет, то немедленно попадал в «объятия» командира полка или замполита, после чего следовал жесточайший экзамен. Кроме самолетов, других тренажеров не было. В 5 ч 30 мин утра гарнизон обходили командир, врач, и дежурный по гарнизону — следили за отдыхом личного состава. Если режим отдыха нарушен — отстраняли от полетов. О пьянстве даже речи не шло. В результате в период переучивания на Ан-12 полк не имел даже предпосылок к летным происшествиям.

В сентябре 14 экипажей полка на самолетах Ан-12 приняли участие в учениях Киевского военного округа, высадив десант в количестве 405 человек из 103-й воздушно-десантной дивизии. В ходе этих же учений на Ан-12 было перевезено 1778 человек, 30 пушек разного калибра, десять бронетранспортеров и 11 тонн других грузов. В конце года в полку имелось 25 экипажей, подготовленных к полетам на Ан-12.

Согласно Директиве Генерального Штаба от 22 мая 1959 г., 2 декабря 1959 г. из состава 281-й военно-транспортной авиадивизии в состав 12-й дивизии переданы по месту дислокации в Сеще 136-я отдельная военно-транспортная эскадрилья на самолетах Ил-14 и 566-й Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова 3-й степени военно-транспортный авиаполк на самолетах Ан-12 с частями обеспечения. На момент передачи в состав дивизии 566-й полк находился в процессе переучивания с Ту-4Д на Ан-12

Полк получил Ан-12 вторым в ВТА. Надо сказать, что на то время самолет оставался еще «сырым», из-за чего в 1960 г. полеты начались только в апреле-месяце - велась доработка техники.


Изображение
Подполковник Дурыманов проверяет готовность экипажа к полету


Изображение
Ан-12 из состава 566-го полка
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #14  Burk » 29/08/2011 15:44

Из воспоминаний Большева Олега Павловича

СЕЩА

Летом 1959 года закончилась моя служба в 196 втап. Был назначен старшим инженером 566 втап по авиационному оборудованию (АО). Одновременно наш инженер 3 аэ Володя Чигрин был назначен в тот же полк начальником ТЭЧ. В отряде управления был Ли-2, на котором мы летели в Сещу в страшную жару и попадали из одной воздушной ямы в другую. Я летел на самолете впервые в жизни, С каждым человеком это когда-то случается и он в этом не виноват. Как я выдержал тот полет, трудно вспомнить. Но выдержал. Володя Чигрин мне как мог помогал, отвлекал и пр. А начальники во главе с заместителем по ИАС втад полковником Садыковым играли в карты и кричали. Устроились жить в гостинице. Хозяин комнаты - инженер аэ Георгий Васильевич Нотченко и мы с Володей. После завтрака возвращались домой, и долбили авиатехнику. У нас были конспекты чьи-то, электросхемы и мы долбили по 12-13 часов ежедневно. Изредка нам помогали 2 техника, а Альфреду Воскобойникову этим заниматься было некогда, остальные люди работали на самолетах.

Коллектив инженеров был новым. Заместитель по ИАС - подполковник Шляхтуров Виктор Иосифович. С виду - полудеревенский мужик, на самом деле умный и вдумчивый. Слегка заикался. Инженер полка по С и Д - Слепцов Василий Дмитриевич, инженер по АВ и ДО -Шехтер Борис Львович, инженер по РЭО - Толчий и его молодой помощник Феликс Ордынский. Большинство из них снова встречались на моем пути, многие вырвались в начальники и благополучно заканчивали кто службу, а кто жизнь. Садыкову не нравилась развязность Воскобойникова, поэтому старшим по АО в полку назначили меня, хотя Альфред был уже полностью переучен на Ан-12. Но здесь я быстро догнал, и все служебные вопросы решал самостоятельно.

В полку я представлялся командиру полка Борисенко, а через несколько дней приехал новый командир Тарасов Николай Григорьевич, о котором речь еще впереди. В конце лета получил комнату, поехал в Тарту, отправил контейнер. Начальник группы обслуживания АО - Хоронеко Алексей Никитич - старый партизан, участник ВОВ. Встречаемся с ним в Витебске до сих пор. Был очень хороший техник Федя Сакевич. Он прекрасно знал топливную систему (автоматику) на Ан-12. Потом служил у меня в 229 втап. Познакомились и с инженерами 3 гв.втад, которые были у нас в лагерях - Троицким, Мищериным, Агронским, Койфманом.

Доучился я до одурения. Наконец от меня потребовали сдать зачеты. Прямо в гостиницу прибыл второй инженер дивизии по АО (фамилию забыл). Целую неделю с утра и до вечера рассказывал ему по элементам все электросхемы подряд. Потом я его спросил - сколько же будет длиться зачет? Олег Павлович! - сказал он, считайте что зачет вы сдали. Это вы нас учили кое-чему. С тех пор я начал ходить в штаб полка и заниматься нормальной служебной деятельностью.

Начались первые полеты. Вот тут мы и побегали. Отказов была масса. Самолеты, переданные нам витебчанами (0303, 0405, 0501) были обыкновенным мусором из дефектов. Вечно не работали реле блокировки запуска (вернее не обеспечивали цепь запуска при отпущенном виде). Научились справляться с этим хозяйством оперативно и квалифицированно. С тех пор даже помню номера проводов по схеме каждого из четырех двигателей. Эти знания в течение нескольких лет помогали быстро решать вопросы запуска двигателей в случае проявления неисправностей.

Огромное количество отказов в топливной системе, точнее в системе автоматики. А уж отказ манометра или термометра был делом привычным. Постоянно нарушалась герметизация системы питания воздушных приборов. Ближе к зиме стали гореть секции обогрева стабилизатора и киля. В общем, забот хватало. Ближе к осени у нас было уже 14 самолетов, и мы полетели куда-то на Украину на учения, которые проводил совместно с 339 втап. Там нас Койфман научил тонкостям применения АПА - при запуске двигателей. Но наши АПА, отправленные для запуска 339 втап вернулись к нам в таком разряженном состоянии, что с тех пор Пиня Койфман стал нашим национальным врагом.


Однажды, срочно произвел посадку заместитель командира полка Кузнецов Николай Иванович, Потерялась пробка - заглушка топливного бака. Оттуда отсасывалось топливо, мог возникнуть пожар. Хотели поменять самолет, но инженер 1аэ Жора Нотченко предложил - а может быть проще заменить пробку? Пробку заменили, и самолет вышел в полет. Помню, как-то после учений, на построении кричал долго Зайцев - только что получивший звание генерала командир 3 втад.

В полку служили многие товарищи, которые впоследствии выросли значительно по службе. Начнем с командира. Тарасов был человеком справедливым и не злым. Доступен в обращении. За ним вечно кто-то тащился и чего-нибудь если не требовал, то просил. Как-то перед полетом он вошел в самолет и садился на свое рабочее место. «Ты все, Гранкин, включил, ты ничего не забыл включить? Бортовой инженер Гранкин успокаивал командира: «Все включил, ничего не забыл». А командиру с его мощным телом было конечно трудно повернуться и убедиться, что на пульте левого летчика все включено. Поэтому Леша Гранкин его и успокаивал. Командир любил самодеятельность, поэтому концерты проходили почти каждую неделю. Даже доктор (фамилию к сожалению забыл) написал «Сещинский вальс». В ансамбле принимали участие владеющие инструментами борттехник Володя Корецкий, техник Эрик Мапналов и другие.

Командир 2аэ Владимир Абрамович Рахманович, очень интеллигентный человек, много знающий. Заместитель командира полка – Дурыманов, к сожалению, такими знаниями как Рахманович не владел. Начальник штаба полка Щерба был натуральной дубиной, всем в штабе руководил его помощник Иван Майстренко. Прибыл и второй заместитель начальника штаба Григорий Ермилович Пешков - будущий начальник штаба 3 гв. втад. Штурманы аэ В. Трофимов и И. Федоров были безукоризненно грамотны и стали полковниками.

Осенью, после катастрофы витебского самолета, под Белой (Иркутск), весь самолетный парк ВТА встал на доработки. Доработок такого масштаба больше никогда не было. Вечером - ежедневные совещания с заводской бригадой, втыки виновным. Весной полеты возобновились.

http://110vtap.ucoz.ru/Bolshev/43_goda.htm
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: История 566-го Солнечногорского ВТАП

Сообщение #15  Burk » 30/08/2011 8:17

В 1960 г. самолетами 566-го полка из-под Свердловска в Москву были доставлены обломки сбитого американского самолета-разведчика U-2.


Из воспоминаний Большева Олега Павловича

Теперь вспоминаю 1 мая 1960 года. Утром, позавтракав, мы вышли на главную аллею гарнизона, собраться на демонстрацию. Вдруг крики. В конце аллеи у дома офицеров стоит Тарасов, кричит и машет руками. Все к нему. Оказывается надо подготовить срочно к вылету экипаж Дурыманова на Свердловск. Все не переодеваясь, бросились на аэродром. У нас проблема была одна - найти КПЖ-30 с кислородом. (Тогда газообразного кислорода не было). Наконец нашли на других бортах две пары КПЖ с незначительным количеством кислорода и установили на вылетающий борт. Улетели.

Днем узнаем, что американец Пауэрс пролетел очень много над нашей территорией и еле был сбит ракетой под Свердловском. Пытались его сбить и с самолета, и ракетами - ничего не получалось. Даже летчика - транзитника, перегонявшего самолет с Востока на Запад хотели использовать. Но он выше 18 км не поднялся, а Пауэрс шел на эшелоне 22 км. Буквально в последние минуты успели запустить какую-то ракету, которая, наконец, сработала и сбила самолет. Летчика подобрали, арестовали, обломки самолета собрали, погрузили на борт Дурыманова и заставили отвезти в Подмосковье.

Потом мне бортовой электрик подарил кусок электропровода. Он был в одной виниловой изоляции желто-коричневого цвета. Когда полтора десятилетия спустя мы переучивались на самолет Ил-76, я увидел там монтажные провода и вспомнил самолет Пауэрса. Действительно, а что давала хлопчатобумажная изоляция нашим авиационным проводам? Неужели об этом не знали наши конструкторы? Просто система была так устроена - каждый должен был знать не более того, что ему положено. А ведь даже на одном бомбардировщике лишний вес от ХБ изоляции мог составить тонну.


Ну а дальше наступала другая эра - эра колониальных захватов. Нужно было помогать тем государствам, где запахло свободой, а помогать можно, как известно деньгами, или оружием, или боеприпасами. С тех пор ВТА стала заниматься оказанием мобильной помощи новым прогрессивным режимам. Таковой первой страной оказалась африканская Конго с Лумумбой лидером, а задачу по доставке "помощи" получила 3 гв.втад и 566 втап. Не знаю, по какой причине задержался 339 втап, но они пошли по нашему графику на 2 недели позже, просидели 2 недели в Кипре и вернулись назад, так как к этому времени убили Лумумбу, а власть захватил его противник Чомбе. Так закончилась первая операция ВТА по оказанию интернациональной помощи развивающимся странам.

Наконец наши вожди решили продавать самолеты за границу. Это было преступлением, так как надежность Ан-12 к тому времени была еще далеко недостаточной. Нашли бедную страну Индию и договорились с ними о поставке вооружения. А первую группу летного и инженерно-технического состава для обучения направили в Сещу. Я успел с ними позаниматься 2 дня, а далее мой путь лежал в другой гарнизон, меня проводили в 229 втап в г. Иваново.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7406
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

След.

Вернуться в Служебные будни

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1