Сеща в 30-е годы

Интересные находки, неизвестные исторические факты, легенды, статьи о Сеще

Сеща в 30-е годы

Сообщение #1  Alb » 12/10/2010 19:41

В историческом разделе наткнулся на фразу из публикаций ""По преданию "крестным отцом" сещинского аэродрома в Брянской области был Василий Сталин."
Собственно, эта фраза и заставила написать, поскольку не люблю бреда.

Крупный военный аэродром в Сеще был создан не позже 1932 года (возможно ранее), в 1933 или 1934 именно здесь была создана и базировалась
9-я тяжелобомбардировочная авиабригада. Есть предположение, что это бывшая 26 авиабригада, которая по некотором сведениям распологалась в Сеще еще в 1932 году.

С 1934 года на вооружение бригады поступили ТБ-3, самые крупные самолеты СССР довоенного времени. Под них и была создана длинная полоса, емкости для горючего, стоянки.
Именно поэтому в войну здесь и были размещены крупные силы авиации немцев. (Кстати, легенды о том, что аэродром был построен немцами тоже в публикациях встречающиеся частенько, и тоже являются полным бредом)
Командиром бригады до ноября 1937 года был Циэмгал Альберт Янович (комбриг), комиссаром (с 1935 до октября или ноября 1937) и начальником политотдела Лосев Мендель Абрамович (бригадный комиссар), оба репрессированы.
Это то, что я знаю.

Но вот с подробностями - беда. И дальнейшая история бригады мне тоже неизвестна. Может быть кто-то сумеет продолжить и дополнить эту тему?

И напоследок несколько цитат, легко разыскиваемых в интернете:
Части и соединения тяжелых бомбардировщиков часто носили цветистые наименования, характерные для того времени. Например, «9-я бригада имени 10-го Всесоюзного съезда Ленинского комсомола». Пять входивших в нее эскадрилий носили имена Ворошилова, Кагановича, Кирова, Постышева и Косарева. Это как раз про Сещу.

В ноябре 1935 г. из 9-й тбаб (Сеща) сообщали, что у двух ТБ-3Р развалился узел крепления амортизатора колеса

К этому времени появились целые бригады, вооруженные ТБ-3Р, такие, как 9-я - это август-сентябрь 1936.
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #2  Магда » 12/10/2010 19:47

Очень интересно.. А можно спросить - почему упоминание о Василии Сталине - именуется Вами бредом? Просто так или есть какие-то доказательства? И то, что вы ЗНАЕТЕ - откуда эти сведения ( крайне интересные)..
Аватара пользователя
Магда

Легенда
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: 20/04/2008 18:34
Награды: 9
За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1) Юбилейная медаль (1) За активность I степени (1)
За активность II степени (1) За активность III степени (1) За верность (1)
Репутация: 160

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #3  Alb » 12/10/2010 19:57

В авиацию я пришел в 1926 году по путевке комсомола. Всего учлетов набралось 80 человек. Занимались три года....
Появились новые отечественные самолеты различного назначения — истребители, разведчики, бомбардировщики, в том числе и тяжелые. Для них начали строить аэродромы уже с бетонным покрытием. Вдали от больших городов, чаще всего на бросовых землях, возникали авиационные городки. В один из новых авиагарнизонов получил назначение и я. Станция Сеща , куда мы прибыли с женой, обозначалась единственным пассажирским вагоном.
Приехали туда ночью, а до расположения гарнизона из-за сильного снегопада добрались лишь под утро. Нам отвели маленькую комнатку на третьем этаже недостроенного и потому нетопленного дома. Началась новая жизнь. Трудно было не только с жильем, но и с питанием. Страна, поднимавшая из руин и промышленность, и сельское хозяйство, многим еще не могла обеспечить своих соколов.

Постепенно гарнизон благоустраивался. У нас появился даже свой дом отдыха. Его оборудовали в бывшей помещичьей заброшенной усадьбе с парком и большим прудом. Своими силами мы построили также стадион и спортивные площадки. В нашей авиабригаде выросли замечательные спортсмены. Имена командиров отрядов и кораблей М. X. Борисенко, П. П. Рыбакова, Г. М. Смыкова, М. В. Прохорова и П. М. Ревенко, авиаспециалистов Тарасовича, Якубова, Фролова, Сахарова, Бурова и многих других стали известны во всем округе.

...Весна и лето 1932 года прошли в напряженных полетах. Экипажи тяжелых воздушных кораблей настойчиво совершенствовали свою боевую выучку. Особое внимание уделялось бомбометанию как днем, так и ночью.

В 1936 году наша авиационная бригада участвовала в Белорусских маневрах. На них присутствовали три иностранные военные делегации — Франции, Англии и Чехословакии.

Отряд бомбардировщиков, которым командовал я, получил особое задание: перебрасывать зарубежных представителей в различные районы учений. Гости могли бы, конечно, ездить и на автомобилях, но им почему-то хотелось летать на боевых самолетах.
Члены французской делегации изъявили однажды желание познакомиться с оборудованием бомбардировщика. Они залезали в кабину, рассматривали приборы, заглядывали в отсеки, интересовались вооружением.

Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов
Мемуары - Александров Сергей Сергеевич - Крылатые танки - Под Тулой и Орлом
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #4  Alb » 12/10/2010 20:08

Магда писал(а):Очень интересно.. А можно спросить - почему упоминание о Василии Сталине - именуется Вами бредом? Просто так или есть какие-то доказательства? И то, что вы ЗНАЕТЕ - откуда эти сведения ( крайне интересные)..

Начнем с Василия Сталина.
Васи́лий Ио́сифович Ста́лин (24 марта 1921,Москва — 19 марта 1962, Казань) — советский военный деятель, генерал-лейтенант авиации (1947). Сын Иосифа Виссарионовича Сталина и Надежды Сергеевны Аллилуевой.

Дату рождения видите? Аэродром основан в 1929, судя по мемуарам, приведенным в 3-м посте. Сколько Василию Сталину тогда лет было? К 1935 там размещается тяжелобомбардировочная бригада, полностью укомплектованная ТБ-3 - крупнейшими на тот момент тяжелыми бомбардировщиками СССР.
И какое отношение к этому имеет Василий?

Все данные, которые я привел - разрознено - можно найти в интернете. А свел я их потому, что это - часть истории моей семьи. И часть важная.
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #5  Коротков » 12/10/2010 20:51

Спасибо вам большое, и это важная часть жизни не только вашей семьи - но и всех нас, сещинцев, нынешних и бывших ( хотя бывших сещинцев - не бывает... :wink: :lol: :lol: , пардон за тавтологию... :lol: ). Уверен - это интересно всем, кто общается на этом форуме. Ведь у большинства отцы, деды, братья проживали и служили в Сеще, бороздили там небеса... И многие из моих ровесников тоже посвятили себя небесной работе... Так что ещё раз - спасибо болшьшое.
Аватара пользователя
Коротков

Легенда
 
Сообщения: 4551
Зарегистрирован: 12/08/2009 22:05
Награды: 8
За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) Юбилейная медаль (1) За активность I степени (1) За активность II степени (1)
За активность III степени (1) За верность (1)
Репутация: 190

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #6  Burk » 13/10/2010 7:51

Даа, опередил меня Alb :( . Давно вынашиваю тему, связанную с созданием Сещинского авиагарнизона, именно еше с тех пор, когда уважаемый нами Kalgri задал риторический вопрос, показав два баннера с датой образования Сещинского гарнизона, на одном из которых значился 1930 год, а на другом - 1931. Именно тогда мне попались мемуары Александрова С.С., о которых упоминает Alb. К сожалению, это пока единственное наиболее раннее и наиболее полное описание жизни Сещинского гарнизона начала 30-х годов, из которых можно сделать вывод, что гарнизон начал строиться еще в конце 20-х.

Alb писал(а):По преданию "крестным отцом" сещинского аэродрома в Брянской области был Василий Сталин."
Собственно, эта фраза и заставила написать, поскольку не люблю бреда.

Бреда о Сеще пишут немало :D . Но в данном случае, я не спешил бы называть эти слова о Василии Сталине бредом, поскольку слова "крестный отец" еще не означают, что он является основателем Сещинского авиагарнизона. А то, что, скорее всего, его огромная любовь к авиации сыграла непоследнюю роль в восстановлении и дальнейшем развитии Сещинского аэродрома и гарнизона после войны, отрицать вряд ли кто станет, а поэтому и "Крестный отец".
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7404
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #7  Amolgaut » 13/10/2010 13:53

Alb писал(а):Это то, что я знаю.

Уважаемый, пруфлинк в студию, пожалуйста! :wink:
"Но нет, я не герой трагический,
Я ироничнее и суше,
Я злюсь, как идол металлический
Среди фарфоровых игрушек..." (с)
Аватара пользователя
Amolgaut

Легенда
 
Сообщения: 2030
Зарегистрирован: 01/04/2008 20:24
Откуда: Питер
Награды: 8
За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1) За активность I степени (1) За активность II степени (1)
За активность III степени (1) За верность (1)
Репутация: 120

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #8  Burk » 14/10/2010 13:55

Ну что ж, начнем развеивать некоторые бредовые высказывания о Сеще, Сещинском гарнизоне. Хотя в местоположении авиагарнизона во всех попадавшихся мне документах чаще указывалась Сещинская, т.е. по имени станции. Ну первый бред это то, что немцы построили бетонную ВПП (да еще и подогреваемую) во время ВОВ. Была там бетонная полоса уже до войны, и начали ее строить вместе со строительством военного городка. Попалась как-то мне статейка, из содержания которой можно утверждать про бетонную полосу, да еще и узнать фамилию начальника строительства Сещинского Гарнизона.

Дорога, которая не кончается

Парадный мундир, на котором в такт твердым шагам позванивают боевые и трудовые награды, Иван Ефимович Кузьмин надевает только два раза в год — на 23 февраля и в День Победы. Но не награды отличают фронтовика от остальных смертных. Отличает нечто большее, неприметное для взгляда — беззаветная преданность Родине, личная причастность к ее защите.

С 1931 по 1934 год по путевке райкома комсомола юный секретарь первичной ячейки ВЛКСМ в селе Рековичи строил знаменитый аэродром в Сеще, который и сегодня достойно служит Отечеству. За три года шустрый крестьянский паренек стал добрым мастеровым и уже не мыслил себя без горячего энтузиазма строек второй пятилетки, жарких споров, горячего порыва комсомолии тех лет “брать будущее за жабры, быстро тащить на свет”. Но судьба решила иначе... ...Первая смена начиналась чуть засветло. Наскоро перекусив, Кузьмин подсыпал гравий под плиты взлетно-посадочной полосы. Неожиданно его окликнули: — Шабаш, Ивана начальник стройки кличет! “С чего бы вдруг?” — мелькнуло в голове, но через минуту-другую он размашисто шагал к начальнику строительства аэродрома Аугусту Дусье, большевику с дореволюционным стажем, бывшему летчику. Немногословный, с чуть заметным латышским акцентом Аугуст Карлович был духовным отцом молодежи. Сказанное им всегда доходило до сердца. Начальник строительства приветливо встретил молодого рабочего, крепко пожал руку, усадил на стул, прошелся по кабинету: — Рад с вами познакомиться. Говорят, что Иван Кузьмин очень настырный в работе человек. Именно тот, кто особенно нам сейчас нужен, — Аугуст Карлович поднял руку, — но придется расстаться, о чем я очень сожалею. Кузьмин вспыхнул, резко вскочил со стула. — А вот горячитесь зря. Энергичные и молодые люди нужны сейчас и на другом фронте... В сельском хозяйстве.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7404
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #9  Alb » 14/10/2010 15:40

Добавлю еще кусочки из мемуаров:
http://www.grad.konotop.net/postati/thor.html

По окончании курса переучивания в 52-й эскадрилье Тхор получил назначение в 9-ю бомбардировочную авиабригаду...

9-я бомбардировочная авиабригада дислоцировалась в Сеще Смоленской области. Тхора назначили летчиком-наблюдателем на самолете ТБ-1, а при переходе на ТБ-3 - командиром этого тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. После прибытия в Сещу Я.С. Шкурина на должность начальника штаба авиабригады Тхор стал его помощником по авиационной разведке.

В 30-е годы в бомбардировочной авиации командиром корабля мог назначаться и летчик, и штурман (по тому времени летчик-наблюдатель). Тхор был с этим не согласен.
- Какой же я командир корабля, если за штурвалом самолета сидит и управляет летчик?! Он и должен быть командиром, - заявил он командованию. - Или давайте мне штурвал самолета. Я имею свидетельство пилота.
Командованию пошли рапорт за рапортом. Тем временем в жизни Григория произошло важное событие: он женился.

Бывший политработник 9-й бомбардировочной авиабригады Константин Александрович Рябов рассказывает, что в Сещинском гарнизоне при доме Красной Армии (так тогда назывались дома культуры) была отличная художественная самодеятельность. Григорий Тхор руководил хором и сам пел в нем, а дочь местного лесничего Ольга Захарова возглавляла акробатическую группу. Она окончила физкультурный техникум, работала в гарнизоне тренером по гимнастике.

У красивой девушки было немало поклонников среди военных летчиков, но выбрала она Григория.
Последний раз редактировалось Alb 14/10/2010 18:50, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #10  Alb » 14/10/2010 15:48

А вот это уже 40-й год, предвоенное время, и ясно видно, что в гарнизоне идет большая реорганизация, прибывают новые части и люди. [ http://index.org.ru/journal/21/ramaz21.html ]

Даже в авиационных гарнизонах жили тесно. Причем эта теснота была легализована приказом НКО N 016, в соответствии с которым (раздел 2, параграф 8) один человек получал не более 6 квадратных метров жилой площади [Фонд N35024, опись N1, дело N3, лист 93.].

Летом 1940 года в Сещенский гарнизон одновременно прибыло 150 семей. Поскольку свободных квартир в гарнизоне не было, командование 16-й авиационной бригады, составив план, отдало приказ на уплотнение. "Но сопротивление живущих семей оказалось значительно сильнее, чем воля командования, и уплотнение не было произведено до убытия управления 16-й авиабригады и 13-го авиаполка" на выполнение оперативного задания. Оставшееся в гарнизоне управление 140-го скоростного бомбардировочного полка было обязано разместить прибывшие эшелоном из Омска семьи. Однако покидать уже обжитые квартиры никто из живших прежде в гарнизоне не хотел. Жены командиров в короткий срок послали в общей сложности до 70 телеграмм, причем жалобы на происходящее стали писать не только те семьи, которым уменьшали жилплощадь, но и те, кого уплотнение не коснулось. Люди были взвинчены еще и потому, что к некоторым семьям приходили, чтобы осуществить их выселение, ночью [Там же, лист 88.].

Возникавшие у семей жилищные проблемы сказывались на настроениях военных, даже если те находились на учениях или, покинув гарнизоны, готовились к боевым действиям. О происходившем в Сещенском гарнизоне уплотнении мгновенно стало известно экипажам бригады, готовившимся в июне 1940 года к возможным боевым действиям против Румынии. Но в эти же самые дни женатым командирам приходилось отвлекаться на телеграфную переписку со своими семьями, которые засыпали их телеграммами, умоляя как-то воспрепятствовать квартирному уплотнению. Жалобы сыпались и в политотдел; в результате политотдел бригады обратился в политуправление фронта с просьбой прекратить выселение семей [Фонд N 35024, опись N 1, дело N 6, лист 74.].

Комиссар 13-го полка батальонный комиссар Морозов послал в Сещу ответную телеграмму женоргу Юдиной: "Собирайте женщин, объявите с квартир не выселяться". В свою очередь женорг Юдина "обратилась с этой телеграммой к комиссару гарнизона с предложением не объявлять ее содержания". Поскольку, по мнению комиссара, телеграмма Морозова провоцировала "столкновение прибывших семей 140-го полка с проживающими в гарнизоне семьями", телеграмму зачитывать не стали и продолжили уплотнение. Недовольство тех семей, которых переселяли из обжитых квартир, в штабе Орловского военного округа объяснили тем, что "некоторым женам командиров /.../ ущемлялись барские привычки" [Там же, дело N 3, лист 89.].

Но и без уплотнения, еще до того, как в Сещу из Омска прибыл эшелон новых жильцов, "драки между семьями начсостава [стали] обычным явлением. Некоторые жены безнаказанно применяют любые оскорбления по отношению к командирам" [Там же, лист 90.].
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #11  Alb » 14/10/2010 16:04

[ http://www.pomni.is74.ru/person/23703/Кокин+Андрей+Андреевич/ ]

Кокин Андрей Андреевич
Номер страницы в Книге Героев: 12

Родился в 1904 году в деревне Вашутино Тверского уезда Тверской губернии. В 1915 году Кокин А. А. оканчивает четыре класса церковно- приходской школы.
С ноября 1927 года - курсант 6-й школы младших авиационных специалистов в г. Смоленск.
С июля 1928 года авиамоторист 9-й авиационной эскадрильи. С 1928 года Кокин А. А. член ВКП(б).
С июня 1930г. младший авиатехник 9 авиационной эскадрильи.
С октября 1931 года Кокин А. А. старший авиатехник звена 9-й авиационной эскадрильи.
С июня 1933 года Кокин А. А.борттехник 35-й тяжелобомбардировочной эскадрильи 9-й авиабригады Белорусского военного округа на авиабазе п. Сеща.
С мая 1935года Кокин А.А. младший инженер 35-й ТБ эскадрильи.
Кокин А.А. в сентябре 1935 года в составе 35-й ТБ эскадрильи принимает участие в маневрах Киевского военного округа. Впервые выброшен десант в составе парашютного полка 1188человек и посадочным способом 2 стрелковых полков с тяжелым вооружением. Награда от командования - патефон с пластинками.
В 1936 году 9-я Сещинская авиабригада принимает участие в маневрах Белорусского военного округа, во время которых, впервые в мире, было произведено десантирование стрелковой дивизии, парашютированием-1800 человек, посадочным способом-5700-человек. Командование бригады наградило Кокина А. А. велосипедом.
После участия в маневрах, Кокин А.А. в числе летчиков 35 ТБ эскадрильи был на приеме в Кремле у т. И.В.Сталина.
В июле 1938года Кокин А. А. назначен начальником авиа мастерских 106-й авиабазы БВО п. Сеща Орловской (ныне Брянской области).
С сентября 1940года Кокин А. А. назначен начальником 106 стационарных авиационных мастерских ВВС Орловского военного округа, авиабаза п. Сеща.
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #12  Alb » 14/10/2010 16:37

И еще пара ссылок в обоснование поста № 1

1. [ http://www.rkka.ru/handbook/personal/re ... ombrig.htm ]

320. Циэмгал Альберт Янович (1900-1938) комбриг, латыш, член ВКП(б) с 1918, командир 9-й тяжелобомбардировочной авиабригады Белорусского ВО, арест 05.11.37г., приговор ВКВС 29.04.38г. ВМН, реабилитирован 24.11.56г. Убор-64

2. [ http://www.rkka.ru/handbook/personal/re ... rigkom.htm ]

95. Лосев Мендель Абрамович (1901-29.04.1938) бригадный комиссар, 1935-37 военный комиссар и начальник политотдела 9-й тяжелобомбардировочной авиабригады, приговор ВКВС 29.04.38г. ВМН


p.s.
А фраза "крестный отец" у меня, все-таки, ассоциируется с рождением. Ну просто по смыслу русского языка.
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #13  Burk » 14/10/2010 19:13

Alb писал(а):прибывают новые части и люди

Ну лично для меня вы ничего нового не сообщили, все это я находил в интернете и даже размещал уже информацию о квадратных метрах на этом форуме viewtopic.php?p=1482#p1482. Но все равно похвально. А хотелось бы не просто набросать всю имеющуюся информацию, мол делайте выводы сами, а все-таки как-то ее систематизировать в стройное повествование о 30-х годах в Сеще. Так давайте этим и займемся. :wink:
Alb
А от рождения до крестин иногда проходит немало времени. В жизни это часто встречается.
Аватара пользователя
Burk

Администратор
 
Сообщения: 7404
Зарегистрирован: 01/04/2008 21:56
Откуда: Златоуст
Награды: 8
Герой форума (1) Орден Администратора Форума (1) За особые заслуги (1) Орден Почёта и Уважения (1) За активность высшей степени (1) За актуальную тему (1)
Юбилейная медаль (1) За верность (1)
Репутация: 385

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #14  Alb » 15/10/2010 10:25

burk писал(а): А хотелось бы не просто набросать всю имеющуюся информацию, мол делайте выводы сами, а все-таки как-то ее систематизировать в стройное повествование о 30-х годах в Сеще.

Согласен. Только вот пока это вся информация, которую мне удалось найти. Номер бригады. Имена командира, комиссара, нач.штаба.
Некоторые даты. Это очень мало.
Вопрос - в самой Сеще остались какие-нибудь архивы, материалы в музее, или все в войну исчезло?
Аватара пользователя
Alb

Новичок
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12/10/2010 18:56
Репутация: 4

Re: Сеща в 30-е годы

Сообщение #15  Великоцкий Г.Н. » 22/11/2015 9:29

Добрый день, уважаемые коллеги.
Есть товарищи, которые интересуются информацией о Сеще 30-х годов. Я дал ссылку на форум, возможно, пополните друг друга некой информацией.
http://forum.vgd.ru/post/189/28388/p205 ... #pp2052727
С уважением, Геннадий.
Аватара пользователя
Великоцкий Г.Н.

Модератор
 
Сообщения: 2729
Зарегистрирован: 30/08/2010 15:13
Репутация: 397

След.

Вернуться в История и краеведение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron